Сигнализатор обледенения — различия между версиями
(→Устройство и классификация сигнализаторов обледенения) |
Авиатор (обсуждение | вклад) м (1 версия импортирована) |
(нет различий)
|
Текущая версия на 21:17, 29 октября 2017
Не путать с Индикатором обледенения.
Сигнализа́тор обледене́ния — устройство, предназначенное для непрерывного измерения интенсивности обледенения технических средств, с выдачей информации оператору и в автоматическую систему противообледенения. Применяются преимущественно для контроля обледенения летательных аппаратов и лопаток турбин в промышленных установках.
Содержание
Устройство и классификация сигнализаторов обледенения
В состав сигнализаторов обледенения входят: датчик, вырабатывающий сигнал о степени обледенения, электронные блоки для усиления сигнала и его обработки по заданным критериям и устройство выдачи информации оператору.
В датчиках могут использоваться разные физические принципы, в соответствии с принципом работы датчика различаются несколько видов сигнализаторов:
- Тепломерные сигнализаторы — температура датчика поддерживается постоянной за счёт изменения мощности нагревателя, и в зависимости от мощности, затрачиваемой на поддержание температуры, и температуры окрущающего воздуха вычисляется — находится датчик непосредственно в воздухе или обрастает льдом;
- Вибрационные сигнализаторы — в них происходит измерение частоты колебаний мембраны, размах колебаний которой уменьшается при обрастании льдом, в связи с чем увеличивается их частота. На таком принципе работают, в частности, СО-121 и EW-164;
- Радиоизотопные сигнализаторы;
- Оптические (оптоэлектронные) сигнализаторы;
- Акустические сигнализаторы;
- Конденсаторные сигнализаторы.
В качестве датчиков обледенения на отечественных ВС широкое применение нашли радиоизотопные сигнализаторы типа РИО-3. Принцип работы сигнализатора основан на ослаблении бета-излучения радиоактивного изотопа (стронций-90 + иттрий-90) слоем льда, нарастающего на чувствительной поверхности штыря датчика в полёте. Мощность излучения регистрируется галогенным счётчиком типа СТС-5, и при её уменьшении до заранее заданного порога срабатывания электронный блок выдаёт сигнал «ОБЛЕДЕНЕНИЕ». Для уменьшения инерционности схемы штырь датчика при входе в зону обледенения непрерывно подогревается встроенным нагревательным элементом. В связи с относительно высокой радиоактивностью датчика на земле на него надевается красная алюминиевая заглушка.
Примеры сигнализаторов обледенения
- РИО-2М — радиоизотопный авиационный;
- РИО-3 — радиоизотопный авиационный;
- СО-1 — тепломерный промышленный (для газотурбинных установок);
- СО-4А — авиационный (для двигателей);
- СО-121 — вибрационный авиационный;
- ИСО-16 — авиационный;
- EW-164 — авиационный.
См. также
Литература и документация
Литература
- А. П. Барвинский, Ш. Г. Козлова. Электрооборудование самолетов. Устройство и эксплуатация — М.: Транспорт, 1981
- Авиационное и радиоэлектронное оборудование самолета Ан-24 — М.: Транспорт, 1975
Нормативно-техническая документация
- ГОСТ 21508-76 Защита от обледенения самолетов и вертолетов. Термины и определения
- ТУ ИВКШ.798611.002ТУ Сигнализатор обледенения СО-1В
- ПУ 3.390.252 ТО Сигнализатор обледенения типа СО-1. Техническое описание
Ссылки
- Сигнализатор наличия льда СО-121ВМ. Основные данные. Принципиальная схема
- Сигнализатор обледенения для автомобилиста
- Оптоэлектронный сигнализатор обледенения
- Сигнализатор обледенения на микроконтроллере
- Ice detector and deicing fluid effectiveness monitoring system
- Aircraft ice detector shows sensing challenge, innovation
- Non-intrusive ice detector