Учебник языка Перфо для школьников — различия между версиями
Админ (обсуждение | вклад) м (→Введение в синтаксис) |
Админ (обсуждение | вклад) м (→Где посмотреть и попробовать) |
||
Строка 123: | Строка 123: | ||
В теории всё хорошо, а где немного попрактиковаться? В мире можно найти много прекрасно разработанных сред для работы со Scheme. К сожалению, большинство документации по Scheme на английском языке, но можно найти и отличные введения на русском — язык-то простой. | В теории всё хорошо, а где немного попрактиковаться? В мире можно найти много прекрасно разработанных сред для работы со Scheme. К сожалению, большинство документации по Scheme на английском языке, но можно найти и отличные введения на русском — язык-то простой. | ||
+ | |||
+ | == Кот в мешке == | ||
+ | |||
+ | Простота Scheme обманчива. На самом деле — это один из самых мощных на сегодняшний день языков программирования. На основе этого языка можно изучить все известные стили и методы программирования. С частью этих приёмов мы познакомимся с вами в следующих статьях этой серии. | ||
+ | |||
+ | === Упражнение === | ||
+ | |||
+ | Посмотрите следующие две реализации функции вычисления [[w:Факториал|факториала]] <math>f(n) = 1 \cdot 2 \cdots n</math>. Одна из них основана на [[w:Рекурсия|рекурсии]], а другая – на [[w:Итерация|итерациях]]. Напишите на Scheme рекурсивную и основанную на итерациях реализации функции возведения в степень <math>f(a, n) = a^n</math>. | ||
+ | |||
+ | ==== Вариант 1 ==== | ||
+ | |||
+ | (define (factorial n) | ||
+ | (if (= n 0) | ||
+ | 1 | ||
+ | (* n (factorial (- n 1))))) | ||
+ | |||
+ | ==== Вариант 2 ==== | ||
+ | <code> | ||
+ | (define (fact-iter result counter) | ||
+ | (if (= counter 0) | ||
+ | result | ||
+ | (fact-iter (* counter result) | ||
+ | (- counter 1)))) | ||
+ | (define (factorial n) (fact-iter 1 n))</code> | ||
[[Категория:Перфо]] | [[Категория:Перфо]] |
Версия 11:39, 2 сентября 2020
Перевод под Перфо "Введение в Scheme для школьников"
* https://ru.wikibooks.org/wiki/Введение_в_язык_Scheme_для_школьников - Оригинал Введение в Scheme для школьников
Замечания: Из-за поломки расширения подсветки синтаксиса в настройке этой вики, при попытке вставить тег подсветки синтаксиса syntaxhighlight lang="scheme" - эта вики зависает, поэтому подсветка синтаксиса не работает и теги подсветки синтаксиса syntaxhighlight надо удалять :( при копировании.
- Часть викиучебника «Лисп»
- Исходный вариант статьи (С. И. Иевлев, «Ваш новый язык — Scheme») опубликован в двух частях в журнале «Потенциал».
Вы хорошо знаете русский, возможно, неплохо уже говорите по-английски, в школе вас научили несколько необычному языку математики. Предлагаю выучить ещё один — Лисп. Точнее, один из его самых интересных диалектов — Scheme (Ским).
Содержание
Введение в синтаксис
Сперва познакомимся с несколько необычным порядком слов этого языка: «действие — предмет». Но необычен он только в сравнении с популярными языками программирования. В русском языке такая последовательность нередка:
- Сумма трёх и пяти.
- Произведение пяти, шести и семи.
- Купи в булочной батон.
Каждая законченная фраза на этом языке должна быть окружена парой круглых скобок. Запишем сказанное выше на Scheme:
(+ 3 5) (* 5 6 7) (купить булочная батон)
Можно записать выражения и посложнее:
(купить булочная батон (+ 2 1))
«Купи в булочной батоны: два плюс ещё один». Просто, не правда ли? Давайте двигаться дальше. Фраза (* 3 5)
хороша, а (* width height)
— лучше. Выражение (* 2 3.1415926 5)
— интригующе, а (* 2 pi radius)
гораздо более осмысленно. Здесь width
, height
— переменные, а 3
и 5
— их текущие значения.
Переменная задаётся следующей конструкцией языка:
(define имя <первоначальное значение>)
Пример:
Пример:
(define width 3)
(define height 7) (* 2 (+ width height))
Прочитаем записанное по-русски: «Положим ширина — это 3, высота — это 7, подсчитаем произведение двух и суммы ширины и высоты (например, периметр прямоугольника)». Результат такого вычисления в нашем случае будет 20.
Продолжим совершенствовать конструкции. Положим, нам требуется подсчитать сумму квадратов двух чисел. Это можно сделать, например, так:
(define a 3)
(define b 4) (+ (* a a) (* b b))
Что-то не так; мы обычно вместо «помножь переменную на саму себя» говорим «возведи в квадрат эту переменную», на Скиме — square
:
(+ (square a) (square b))
«Сумма квадрата a
и квадрата b
». Есть задача — есть её решение. Мы можем объявить новое слово-функцию, назвать её square
. Функция будет принимать в качестве параметра число и возвращать его квадрат. Делается это следующим образом:
(define (square x) (* x x))
Общий формат:
(define (название параметр параметр …) тело_функции)
Функция возвращает последнее вычисленное значение. Это означает, что следующая функция square2
:
(define (square2 x) (* 2 2) (* x x))
вернёт тот же результат, что и square
, перед этим умножив два на два безо всякого эффекта. Перепишем пример с суммой квадратов чисел заново:
(define a 3)
(define b 4) (define (square x) (* x x)) (+ (square a) (square b))
Нам не хватало слов в языке — мы их добавили. Вообще, когда пишете программу на Лиспе, вы описываете не алгоритм, а сначала создаёте язык, а потом на нём формулируете исходную задачу. Несколько точнее — вы «подгоняете» данный вам язык Scheme до тех пор, пока он не станет совпадать с языком, на котором задача формулируется легко.
Сразу пример. Пусть перед нами стоит задача сделать программу, которая спрашивает имя пользователя, а потом выводит ему приветствие.
Scheme предоставляет нам несколько готовых «глаголов»:
-
read
- для чтения имени,
-
display
- вывод чего-то на дисплее,
-
newline
- вывод перевода строки.
Мы бы хотели иметь такие «глаголы»:
-
привет
- для приветствия с одним параметром — именем пользователя;
-
пользователь
- для получения имени пользователя, без параметров.
Наша задача выглядела бы так:
(привет (пользователь))
Дело за малым — определить привет
и пользователь
. Нет проблем. Вот полный текст программы.
(define (привет имя) (display "Привет, ") (display имя) (display "!") (newline))
(define (пользователь)
(write "Представьтесь:") (read))
(привет (пользователь))
Лисп — полноценный функциональный язык, а поэтому функции — полноправные члены этого языка, независимо от того, определили вы их сами, или они уже были в языке готовые. В частности, их можно передавать в качестве параметров в другие функции, а там уже делать с ними всё, что потребуется. Например, функцию «модуль числа» можно определить так:
(define (abs x) (if (positive? x ) x (- x)))
«Определим, что функция abs
возвращает свой аргумент, если он положителен, иначе — -x
». А можно и так:
(define (abs x) ((if (positive? x) + -) x))
«…если аргумент положителен, то плюс, иначе минус x
». Здесь в результате исполнения выражения if
возвращается функция +
или -
, которая затем применяется к аргументу x
. Полагаю, что смысл конструкции if
вам сразу ясен. Сначала проверяется первый аргумент, если он истинен, то исполняется второй аргумент, иначе третий. Общий формат таков:
(if условие <действие, если условие выполняется> <действие в противном случае>)
Где посмотреть и попробовать
В теории всё хорошо, а где немного попрактиковаться? В мире можно найти много прекрасно разработанных сред для работы со Scheme. К сожалению, большинство документации по Scheme на английском языке, но можно найти и отличные введения на русском — язык-то простой.
Кот в мешке
Простота Scheme обманчива. На самом деле — это один из самых мощных на сегодняшний день языков программирования. На основе этого языка можно изучить все известные стили и методы программирования. С частью этих приёмов мы познакомимся с вами в следующих статьях этой серии.
Упражнение
Посмотрите следующие две реализации функции вычисления факториала <math>f(n) = 1 \cdot 2 \cdots n</math>. Одна из них основана на рекурсии, а другая – на итерациях. Напишите на Scheme рекурсивную и основанную на итерациях реализации функции возведения в степень <math>f(a, n) = a^n</math>.
Вариант 1
(define (factorial n) (if (= n 0) 1 (* n (factorial (- n 1)))))
Вариант 2
(define (fact-iter result counter) (if (= counter 0) result (fact-iter (* counter result) (- counter 1)))) (define (factorial n) (fact-iter 1 n))