Аммиакопровод Тольятти — Одесса — различия между версиями
(Новая страница: «'''Аммиакопрово́д Тольятти — Одесса''' — трубопровод, предназначенный для перекачки …») |
м (→Примечания) |
||
Строка 47: | Строка 47: | ||
* «[[Тольяттиазот]]» | * «[[Тольяттиазот]]» | ||
* [https://www.openstreetmap.org/relation/8220721 Положение аммиакопровода] на карте [[OpenStreetMap]] | * [https://www.openstreetmap.org/relation/8220721 Положение аммиакопровода] на карте [[OpenStreetMap]] | ||
− | |||
− | |||
− | |||
== Ссылки == | == Ссылки == |
Текущая версия на 17:51, 11 июня 2023
Аммиакопрово́д Тольятти — Одесса — трубопровод, предназначенный для перекачки аммиака из России по территории Украины на экспорт. Мощность 2,5 млн. тонн/год. В настоящий момент строится терминал в Тамани на 3,5 млн. тонн аммиака и 1,5 млн. тонн карбамида в год. Первая очередь на 2 млн. тонн аммиака будет введена в строй в конце 2023 года. Контролируют частные российские партнёры: «Трансаммиак» и частные украинские партнёры: «Укрхимтрансаммиак».
Содержание
История
Решение о строительстве аммиакопровода было принято в 1975 году.
Поставкой оборудования занималась компания Occidental Petroleum.
В России и на Украине находится наиболее мощный аммиакопровод (до 2,5 млн тонн в год) «Тольятти — Одесса» (эксплуатацию российского участка аммиакопровода осуществляет ОАО «Трансаммиак», украинский участок аммиакопровода эксплуатирует УГП «Укрхимтрансаммиак». С июля 2022 года началось его преобразование в акционерное общество). Конечный участок аммиакопровода — Одесский припортовый завод.
Первая очередь аммиакопровода была введена в строй в октябре 1979 года — 800-километровый участок трубопровода «Горловка — Одесса». Имеет ветку на Горловское предприятие Концерн Стирол. Для пересечения Днепра (ниже села Вовниги Днепропетровской области) был спроектирован и построен уникальный висячий переход с пролётом 720 метров[1]. Трубопровод полностью закончен в 1981 году.
24 февраля 2022 в связи с началом СВО на Украине «Тольяттиазот» прекратил транзит аммиака по трубопроводу и заявил о проработке железнодорожных маршрутов [2][3].
5 июня 2023 ВС Украины, близ села Масютовка в Харьковской области, трубопровод был подорван. [4].
Описание
Трубы были сделаны по заказу во Франции. Они имеют толщину стенки 8 мм и диаметр 355 мм в отличие от 8-дюймовых (203,2 мм) американских трубопроводов. Кроме того, в местах повышенной опасности, а также в непосредственной близости от водоёмов, был применён принцип «двойной трубы». На этих участках стенки и внутренней (основной), и внешней трубы, обеспечивающей дополнительную защиту от коррозии, могут выдерживать очень высокое давление. Толщина труб увеличивается до 13 мм, а между трубами содержится азот.
Для повышения безопасности участки аммиакопровода, расположенные под железнодорожным полотном и автомагистралями, укрыты специальным стальным покрытием. Коррозия исключена благодаря изоляционному покрытию и электрохимзащите. Даже изнутри трубопровод защищён: транспортируемый продукт представляет собой смесь аммиака и воды в соотношении 99,6 % — 0,4 %. Этот небольшой процент воды препятствует окислению металла, из которого сделана труба[5].
Транспортируемый аммиак находится в трубе диаметром 355 мм в виде жидкости с нормальной температурой +4 °C, давлением — до 35 атмосфер.
Аварии
- 15 июня 2013 года на открытой территории возле села Александро-Калиново Константиновского района Донецкой области произошла утечка аммиака. Причиной послужило образование отверстия в трубе, причём спасатели признают, что утечку выявили не сами, а приехали по сигналу местных жителей[6].
- 21 июня 2015 года в 20:20 в трёх километрах от села Липяги Терновского района Воронежской области на аммиакопроводе Тольятти — Одесса произошла авария[7]. В результате разгерметизации фланцевого соединения в воздух попало свыше трёх тонн аммиака. Из Липяг был эвакуирован 771 человек, один житель села отравился[8]. Следствие и последующий суд установили вину механика эксплуатирующей компании[9].
Альтернативы
Транспортировка ж/д транспортом
Самый простой и быстро реализуемый вариант.
Преимущества
- диверсификация экспорта
Переработка аммиака на месте в сыпучие удобрения
Преимущества
- диверсификация экспорта
Терминал в Тамани
На протяжении 20 лет существует альтернативный проект строительства специализированного терминала на Тамани. Однако проект так и не был реализован. Даже после 2014 года работы по терминалу шли в неспешном темпе. И лишь на протяжении последних нескольких лет строительство началось по-настоящему.
Терминал на Тамани будет способен переваливать 3,5 млн тонн аммиака и 1,5 млн тонн карбамида. То есть, куда больше, чем шло по аммиакопроводу. Первая очередь на 2 млн тонн аммиака будет запущено уже в конце 2023 года. Вторая очередь (1,5 млн тонн аммиака и 1,5 млн тонн карбамида) - в конце 2025 года. Таким образом, смысл функционирования трубопровода "Тольятти - Одесса" полностью теряется.
- https://t.me/Kdvinsky/8507 первоисточник
См. также
- «Тольяттиазот»
- Положение аммиакопровода на карте OpenStreetMap
Ссылки
- Укрхимтрансаммиак
- Аммиакопровод «Тольятти-Одесса»
- Жидкие химические грузы оставили зарубежным портам