Сигнализатор обледенения

Материал из ТХАБ.РФ
Версия от 21:17, 29 октября 2017; Авиатор (обсуждение | вклад) (1 версия импортирована)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Не путать с Индикатором обледенения.

Сигнализа́тор обледене́ния — устройство, предназначенное для непрерывного измерения интенсивности обледенения технических средств, с выдачей информации оператору и в автоматическую систему противообледенения. Применяются преимущественно для контроля обледенения летательных аппаратов и лопаток турбин в промышленных установках.

Устройство и классификация сигнализаторов обледенения

Радиоизотопный датчик обледенения РИО-3
Электронный блок РИО-3

В состав сигнализаторов обледенения входят: датчик, вырабатывающий сигнал о степени обледенения, электронные блоки для усиления сигнала и его обработки по заданным критериям и устройство выдачи информации оператору.

В датчиках могут использоваться разные физические принципы, в соответствии с принципом работы датчика различаются несколько видов сигнализаторов:

  • Тепломерные сигнализаторы — температура датчика поддерживается постоянной за счёт изменения мощности нагревателя, и в зависимости от мощности, затрачиваемой на поддержание температуры, и температуры окрущающего воздуха вычисляется — находится датчик непосредственно в воздухе или обрастает льдом;
  • Вибрационные сигнализаторы — в них происходит измерение частоты колебаний мембраны, размах колебаний которой уменьшается при обрастании льдом, в связи с чем увеличивается их частота. На таком принципе работают, в частности, СО-121 и EW-164;
  • Радиоизотопные сигнализаторы;
  • Оптические (оптоэлектронные) сигнализаторы;
  • Акустические сигнализаторы;
  • Конденсаторные сигнализаторы.

В качестве датчиков обледенения на отечественных ВС широкое применение нашли радиоизотопные сигнализаторы типа РИО-3. Принцип работы сигнализатора основан на ослаблении бета-излучения радиоактивного изотопа (стронций-90 + иттрий-90) слоем льда, нарастающего на чувствительной поверхности штыря датчика в полёте. Мощность излучения регистрируется галогенным счётчиком типа СТС-5, и при её уменьшении до заранее заданного порога срабатывания электронный блок выдаёт сигнал «ОБЛЕДЕНЕНИЕ». Для уменьшения инерционности схемы штырь датчика при входе в зону обледенения непрерывно подогревается встроенным нагревательным элементом. В связи с относительно высокой радиоактивностью датчика на земле на него надевается красная алюминиевая заглушка.

Примеры сигнализаторов обледенения

  • РИО-2М — радиоизотопный авиационный;
  • РИО-3 — радиоизотопный авиационный;
  • СО-1 — тепломерный промышленный (для газотурбинных установок);
  • СО-4А — авиационный (для двигателей);
  • СО-121 — вибрационный авиационный;
  • ИСО-16 — авиационный;
  • EW-164 — авиационный.

См. также

Литература и документация

Литература

  • А. П. Барвинский, Ш. Г. Козлова. Электрооборудование самолетов. Устройство и эксплуатация — М.: Транспорт, 1981
  • Авиационное и радиоэлектронное оборудование самолета Ан-24 — М.: Транспорт, 1975

Нормативно-техническая документация

Ссылки