Приложение: Дополнительные требования по безопасности АС с наиболее распространенными в СССР типами реакторных установок (ПБЯ РУ АС-89) — различия между версиями

Материал из ТХАБ.РФ
Перейти к: навигация, поиск
м (1 версия импортирована)
м
 
(не показано 15 промежуточных версий этого же участника)
Строка 10: Строка 10:
 
* доля прореагировавшего циркония — не более 1 % его массы в оболочках твэлов.
 
* доля прореагировавшего циркония — не более 1 % его массы в оболочках твэлов.
  
  [[2-17-25ИЭ.Удельная активность теплоносителя 1-го контура|см. ТРЭ 2 блока]]
+
  См. [[Технологический регламент по эксплуатации блока АСЭ]]
  
 
1.4. Значения коэффициентов реактивности
 
1.4. Значения коэффициентов реактивности
Строка 21: Строка 21:
 
== 2. АС с РУ типа РБМК ==
 
== 2. АС с РУ типа РБМК ==
  
{{Спойлер}}
+
{{СкрытьТекст}}
 
2.1. Эксплуатационный предел повреждения твэлов за счет образования микротрещин не должен превышать 0,2 % твэлов с дефектами типа газовой неплотности оболочек и 0,02 % твэлов при прямом контакте ядерного топлива с теплоносителем.
 
2.1. Эксплуатационный предел повреждения твэлов за счет образования микротрещин не должен превышать 0,2 % твэлов с дефектами типа газовой неплотности оболочек и 0,02 % твэлов при прямом контакте ядерного топлива с теплоносителем.
  
Строка 34: Строка 34:
  
 
2.4. Значения коэффициентов реактивности по удельному объему теплоносителя, по температуре топлива, по температуре теплоносителя, по его паросодержанию и по мощности не должны быть положительными во всем диапазоне изменения параметров реактора при нормальной эксплуатации, нарушениях нормальной эксплуатации и проектных авариях.
 
2.4. Значения коэффициентов реактивности по удельному объему теплоносителя, по температуре топлива, по температуре теплоносителя, по его паросодержанию и по мощности не должны быть положительными во всем диапазоне изменения параметров реактора при нормальной эксплуатации, нарушениях нормальной эксплуатации и проектных авариях.
|}
+
{{СкрытьКонец}}
  
 
== 3. АС с РУ типа БН ==
 
== 3. АС с РУ типа БН ==
  
{{Спойлер}}
+
{{СкрытьТекст}}
 
3.1. Эксплуатационный предел повреждения твэлов за счет образования микротрещин по количеству и величине дефектов составляет:
 
3.1. Эксплуатационный предел повреждения твэлов за счет образования микротрещин по количеству и величине дефектов составляет:
 
* 0,05 % твэлов с газовой неплотностью
 
* 0,05 % твэлов с газовой неплотностью
Строка 50: Строка 50:
  
 
3.4. Коэффициенты реактивности по температуре и удельному объему теплоносителя, по температуре топлива и по мощности реактора должны быть отрицательными во всем диапазоне изменения параметров реактора при нормальной эксплуатации, нарушениях нормальной эксплуатации и проектных авариях.
 
3.4. Коэффициенты реактивности по температуре и удельному объему теплоносителя, по температуре топлива и по мощности реактора должны быть отрицательными во всем диапазоне изменения параметров реактора при нормальной эксплуатации, нарушениях нормальной эксплуатации и проектных авариях.
|}
+
{{СкрытьКонец}}
  
 
== 4. АС с РУ типа АСТ ==
 
== 4. АС с РУ типа АСТ ==
 
   
 
   
{{Спойлер}}
+
{{СкрытьТекст}}
 
4.1. Эксплуатационный предел повреждения твэлов и допустимый уровень активности теплоносителя первого контура обосновываются и устанавливаются в техническом проекте РУ.
 
4.1. Эксплуатационный предел повреждения твэлов и допустимый уровень активности теплоносителя первого контура обосновываются и устанавливаются в техническом проекте РУ.
  
Строка 67: Строка 67:
  
 
4.5. Сооружения и системы АС с РУ типа АСТ* должны быть расположены и спроектированы с учетом внешних воздействий, обусловленных падением самолета и взрывом, возможным на соседних предприятиях, проходящем транспорте и т. п. При этом не должны быть превышены критерии безопасности.
 
4.5. Сооружения и системы АС с РУ типа АСТ* должны быть расположены и спроектированы с учетом внешних воздействий, обусловленных падением самолета и взрывом, возможным на соседних предприятиях, проходящем транспорте и т. п. При этом не должны быть превышены критерии безопасности.
|}
+
{{СкрытьКонец}}
  
Расчетные параметры падающего самолета:
+
===Расчетные параметры падающего самолета:===
 
* масса 20 т.,
 
* масса 20 т.,
 
* скорость падения 700 км/час.,
 
* скорость падения 700 км/час.,
Строка 76: Строка 76:
 
После падения возможно возгорание топлива.
 
После падения возможно возгорание топлива.
  
Расчетные параметры ударной волны — до 0,5 кг/см при времени действия до 1 с.
+
===Расчетные параметры ударной волны===
 +
 
 +
до 0,5 кг/см при времени действия до 1 с.
  
 
При воздействии расчетной ударной волны или падающего самолета не должны быть разрушены и не должны потерять работоспособность как минимум один канал защитных систем и один барьер или канал систем локализации аварий.
 
При воздействии расчетной ударной волны или падающего самолета не должны быть разрушены и не должны потерять работоспособность как минимум один канал защитных систем и один барьер или канал систем локализации аварий.
  
 
[[Категория:ПБЯ РУ АС-89]]
 
[[Категория:ПБЯ РУ АС-89]]

Текущая версия на 01:36, 31 октября 2016

1. АС с РУ типа ВВЭР

1.1. Эксплуатационный предел повреждения твэлов за счет образования микротрещин с дефектами типа газовой неплотности оболочки не должен превышать 0,2 % твэлов и 0,02 % твэлов при прямом контакте ядерного топлива с теплоносителем.

1.2. Предел безопасной эксплуатации по количеству и величине дефектов твэлов составляет 1 % твэлов с дефектами типа газовой неплотности и 0,1 % твэлов, для которых имеет место прямой контакт теплоносителя и ядерного топлива.

1.3. Максимальный проектный предел повреждения твэлов соответствует непревышению следующих предельных параметров:

  • температура оболочек твэлов — не более 1200 °C;
  • локальная глубина окисления оболочек твэлов — не более 18 % от первоначальной толщины стенки;
  • доля прореагировавшего циркония — не более 1 % его массы в оболочках твэлов.
См. Технологический регламент по эксплуатации блока АСЭ

1.4. Значения коэффициентов реактивности

  • по удельному объему теплоносителя,
  • по Т теплоносителя,
  • по Т топлива
  • по мощности реактора

не должны быть положительными во всем диапазоне изменения параметров реактора при нормальной эксплуатации, нарушениях нормальной эксплуатации и проектных авариях.

2. АС с РУ типа РБМК

2.1. Эксплуатационный предел повреждения твэлов за счет образования микротрещин не должен превышать 0,2 % твэлов с дефектами типа газовой неплотности оболочек и 0,02 % твэлов при прямом контакте ядерного топлива с теплоносителем.

2.2. Предел безопасной эксплуатации по количеству и величине дефектов твэлов составляет:

  • 1 % твэлов с дефектами типа газовой неплотности
  • и 0,1 % твэлов, для которых имеет место прямой контакт теплоносителя и ядерного топлива.

2.3. Максимальный проектный предел повреждения твэлов соответствует непревышению следующих предельных параметров:

  • температура оболочек твэлов — не более 1200°C;
  • локальная глубина окисления оболочек твэлов — не более 18 % от первоначальной толщины стенки;
  • доля прореагировавшего циркония не более 1 % его массы в оболочках твэлов.

2.4. Значения коэффициентов реактивности по удельному объему теплоносителя, по температуре топлива, по температуре теплоносителя, по его паросодержанию и по мощности не должны быть положительными во всем диапазоне изменения параметров реактора при нормальной эксплуатации, нарушениях нормальной эксплуатации и проектных авариях.

3. АС с РУ типа БН

3.1. Эксплуатационный предел повреждения твэлов за счет образования микротрещин по количеству и величине дефектов составляет:

  • 0,05 % твэлов с газовой неплотностью
  • и 0,005 % твэлов с прямым контактом топлива с теплоносителем.

3.2. Предел безопасной эксплуатации по количеству и величине дефектов твэлов составляет:

  • 0,1 % твэлов с газовой неплотностью
  • и 0,01 % твэлов с прямым контактом топлива с теплоносителем. Температура оболочки твэлов не должна превышать 800 °C.

3.3. Максимальный проектный предел повреждения твэлов составляет разрушение всех твэлов семи ТВС в локальном объеме активной зоны с непревышением пределов безопасной эксплуатации по повреждению твэлов во всем остальном объеме активной зоны.

3.4. Коэффициенты реактивности по температуре и удельному объему теплоносителя, по температуре топлива и по мощности реактора должны быть отрицательными во всем диапазоне изменения параметров реактора при нормальной эксплуатации, нарушениях нормальной эксплуатации и проектных авариях.

4. АС с РУ типа АСТ

4.1. Эксплуатационный предел повреждения твэлов и допустимый уровень активности теплоносителя первого контура обосновываются и устанавливаются в техническом проекте РУ.

4.2. Предел безопасной эксплуатации по количеству и величине дефектов твэлов составляет 0,1 % твэлов с дефектами типа газовой неплотности и 0,01 % твэлов с прямым контактом теплоносителя и ядерного топлива.

4.3. Максимальный проектный предел повреждения твэлов соответствует непревышению следующих предельных параметров:

  • температура оболочек твэлов — не более 1200°С;
  • локальная глубина окисления оболочек твэлов — не более 18 % от первоначальной толщины стенки;
  • доля прореагировавшего циркония не более 1 % его массы в оболочках.

4.4. Значения коэффициентов реактивности по удельному объему теплоносителя, по температуре топлива, по температуре теплоносителя и по мощности реактора не должны быть положительными во всем диапазоне изменения параметров реактора при нормальной эксплуатации, нарушениях нормальной эксплуатации и проектных авариях.

4.5. Сооружения и системы АС с РУ типа АСТ* должны быть расположены и спроектированы с учетом внешних воздействий, обусловленных падением самолета и взрывом, возможным на соседних предприятиях, проходящем транспорте и т. п. При этом не должны быть превышены критерии безопасности.

Расчетные параметры падающего самолета:

  • масса 20 т.,
  • скорость падения 700 км/час.,
  • приложенная нагрузка на круг площадью 7 кв.м.

После падения возможно возгорание топлива.

Расчетные параметры ударной волны

— до 0,5 кг/см при времени действия до 1 с.

При воздействии расчетной ударной волны или падающего самолета не должны быть разрушены и не должны потерять работоспособность как минимум один канал защитных систем и один барьер или канал систем локализации аварий.