РАДИОСТАНЦИЯ Р-123М И ПОРЯДОК РАБОТЫ НА НЕЙ — различия между версиями

Материал из ТХАБ.РФ
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «Радиостанция Р-123М телефонная, ультракоротковолновая, с частотной модуляцией. Она мож…»)
 
м
Строка 3: Строка 3:
 
* 1 поддиапазон – 20–35,75 мГц
 
* 1 поддиапазон – 20–35,75 мГц
 
* 2 поддиапазон - 35,75-51,5 мГц.
 
* 2 поддиапазон - 35,75-51,5 мГц.
 +
 +
При отказе может быть заменена на [[Kenwood TK-2107L]] 27 МГц + LowBand
  
 
Радиостанция может работать на штыревую антенну высотой – 4 м и аварийную антенну.
 
Радиостанция может работать на штыревую антенну высотой – 4 м и аварийную антенну.

Версия 17:41, 4 октября 2022

Радиостанция Р-123М телефонная, ультракоротковолновая, с частотной модуляцией. Она может работать в режимах «Симплекс» и «Дежурный прием». Радиостанция имеет подавитель шумов и диапазон рабочих частот 20–51,5 мГц. Диапазон разбит на Два поддиапазона:

  • 1 поддиапазон – 20–35,75 мГц
  • 2 поддиапазон - 35,75-51,5 мГц.

При отказе может быть заменена на Kenwood TK-2107L 27 МГц + LowBand

Радиостанция может работать на штыревую антенну высотой – 4 м и аварийную антенну.

  • Дальность связи на четырехметровую штыревую антенну на среднепересеченной местности при скорости движения машины до 40 км/ч составляет
    • не менее 20 км при выключенном подавителе шума
    • и до 13 км при включенном подавителе шума.
  • При работе на штыревую антенну высотой 1 м дальность связи сокращается до 8 км, а на аварийную антенну - до 4 км. Питается радиостанция от бортовой сети постоянного тока напряжением 27+2 (27-5) В.

В состав комплекта радиостанции входят: приемопередатчик, блок питания, антенное устройство, высокочастотный кабель, кабель питания, два комплекта штыревых антенн и амортизатор в чехле, запасное имущество и принадлежности (ЗИП), техническая документация, чехлы для приемопередатчика и блока питания.

Подготовка радиостанции к работе включает три этапа: осмотр, подготовку и настройку.

При осмотре необходимо проверить наличие и надежность крепления элементов радиостанции, проверить исправность и надежность подключения кабелей, осмотреть антенное устройство.

При подготовке к работе следует установить антенну, для чего надо в антенный амортизатор установить первый штырь антенны, нажимом и поворотом штыря вправо закрепить замок, аналогично сочленить между собой остальные штыри и соединить их с первым; подготовить телефонно-переговорное устройство к работе на радиостанции.

Для настройки радиостанции необходимо:

1. Надеть и подогнать шлемофон.

2. Переключатель режима работы поставить в положение СИМПЛЕКС.

3. Ручку ШУМЫ повернуть против хода часовой стрелки до упора.

4. Переключатель КОНТРОЛЬ НАПРЯЖЕНИЙ поставить в положение РАБОТА 1.

5. Включить выключатель ШКАЛА.

6. Включить выключатель ПИТАНИЕ.

7. Ручку ГРОМКОСТЬ повернуть по ходу часовой стрелки до упора (максимальная громкость).

8. Переключатель ФИКСИР. ЧАСТОТЫ ПЛАВНЫЙ ПОДДИАПАЗОН поставить в положение 1 и дождаться прекращения вращения ручек УСТАНОВКА ЧАСТОТЫ и НАСТРОЙКА АНТЕННЫ.

9. Открыть крышку, закрывающую доступ к фиксаторам частот, и расфиксировать фиксатор частоты 1, повернув его специальным ключом против хода часовой стрелки на 90°.

10. Ручкой УСТАНОВКА ЧАСТОТЫ установить по шкале значение первой фиксированной частоты. Зафиксировать частоту, совместив шлиц в головке первого фиксатора с красным кругом на барабане. При фиксации нужно следить за тем, чтобы не сбилась установленная на шкале частота.

11. Первым (вторым) переключателем ПОДДИАПАЗОН I–II установить поддиапазон первой (второй) фиксированной частоты.

12. Включить радиостанцию на передачу, поставив тангенту нагрудного переключателя в положение ПРД.

13. Расфиксировать ручку НАСТРОЙКА АНТЕННЫ, повернув ее фиксатор (красная ручка) на 3–4 оборота против хода часовой стрелки, и, вращая ручку НАСТРОЙКА АНТЕННЫ, добиться наибольшего показания стрелочного прибора-индикатора. При вращении ручки НАСТРОЙКА АНТЕННЫ получается несколько максимумов отклонения стрелки индикатора. При оптимальной настройке световой индикатор будет иметь наибольшую яркость освещения.

14. Зафиксировать ручку НАСТРОЙКА АНТЕННЫ, завернув ее фиксатор по ходу часовой стрелки до упора.

15. Проверить модуляцию. Счет «раз, два, три» должен хорошо прослушиваться в телефонах шлемофона.

16. Перевести радиостанцию на прием, отпустив тангенту нагрудного переключателя.

17. Для настройки на остальные фиксированные частоты повторить операции 8–16 для фиксированных частот 2, 3, 4.

18. После настройки на четыре фиксированные частоты закрыть крышку на передней панели, выключить лампу освещения шкалы и положить ключ на место.

Для включения радиостанции выключатель ПИТАНИЕ поставить в положение ВКЛ.

Режим «Симплекс» является основным режимом работы радиостанции. Он обеспечивает устойчивую связь. Для работы в этом режиме на заранее настроенной радиостанции необходимо:

1. Установить органы управления в исходное положение:

  • переключатель рода работы на аппарате А-1 установить в положение Р-123;
  • переключатель КОНТРОЛЬ НАПРЯЖЕНИЙ – в положение РАБОТА 1;
  • ручку ШУМЫ повернуть против хода часовой стрелки до упора;
  • переключатель режима работы установить в положение СИМПЛЕКС;
  • ручку ГРОМКОСТЬ повернуть по ходу часовой стрелки до упора;
  • проверить положение фиксаторов; все фиксаторы должны быть затянуты;
  • переключатель ФИКСИР. ЧАСТОТЫ - ПЛАВНЫЙ ПОДДИАПАЗОН поставить в положение 1.

2. Включить радиостанцию, проверить ее работоспособность и правильность настройки по следующим признакам:

  • при включении выключателей ПИТАНИЕ и ШКАЛА должны загораться лампы светового табло и освещения шкалы. На верхнем табло должна высвечиваться цифра I, а на нижнем – цифра I или II в соответствии с поддиапазоном первой фиксированной частоты;
  • против визира шкалы должны стоять цифры, соответствующие заданному значению первой фиксированной частоты;
  • в телефонах шлемофона должен появиться шум, громкость которого уменьшается при вращении ручки ГРОМКОСТЬ против хода часовой стрелки и ручки ШУМЫ по ходу часовой стрелки;
  • при включении радиостанции на передачу световой индикатор должен ярко светиться, а стрелка прибора-индикатора – отклониться на максимальное значение. В телефонах должно быть прослушивание собственной речи;
  • при нажатии на кнопку ТОН. ВЫЗОВ и работе на передачу в телефонах должен прослушиваться звуковой сигнал вызова.

3. Прогреть радиостанцию в течение 10 мин с момента включения и вызвать корреспондента. При приеме сигнала корреспондента ручки ГРОМКОСТЬ и ШУМЫ устанавливать в положения, обеспечивающие нормальную громкость сигнала и минимальный шум при его отсутствии.

Работа на плавном поддиапазоне является вспомогательным видом работы. Этот вид работы может использоваться, например, при выходе из строя механизма установки фиксированных частот, когда ручка УСТАНОВКА ЧАСТОТЫ или НАСТРОЙКА АНТЕННЫ вращается непрерывно. При этом надо учитывать, что работа на плавном поддиапазоне возможна только на стоянке, так как при движении машины незафиксированная частота сбивается от вибрации.

Для работы в плавном поддиапазоне необходимо:

  • переключатель ФИКСИР. ЧАСТОТЫ ПЛАВНЫЙ ПОДДИАПАЗОН поставить в положение I или II в соответствии с поддиапазоном заданной рабочей частоты;
  • ручкой УСТАНОВКА ЧАСТОТЫ установить на шкале значение заданной частоты;
  • расфиксировать ручку НАСТРОЙКА АНТЕННЫ;
  • включить радиостанцию на передачу и настроить антенну по наибольшему показанию прибора-индикатора;
  • зафиксировать ручку НАСТРОЙКА АНТЕННЫ и выключить передатчик. При смене частоты обратить внимание на правильность выбора поддиапазона в соответствии с новым значением частоты.

Работа в режиме «Дежурный прием»используется для длительного дежурства при неработающем двигателе машины. В этом режиме возможен только прием сигналов. Для работы в режиме «Дежурный прием» необходимо переключатель режима работы поставить в положение Д. ПРИЕМ. Для перехода на передачу переключатель режима работы поставить в положение СИМПЛЕКС, выждать 3 мин (время, необходимое для нагрева ламп передатчика), начать работу.

Работа на аварийную антенну осуществляется в случае утери штыревых антенн или повреждения антенного устройства. При работе на аварийную антенну обеспечивается дальность связи до 4 км.

Аварийная антенна представляет собой изолированный провод длинной 3 м. Антенна хранится в ящике с комплектом ЗИП радиостанции.

Наконечник антенны вставляют в разъем АНТЕННА на приемопередатчике вместо высокочастотного кабеля и закрепляют в нем дужкой. Антенна разматывается и выбрасывается из машины через люк командира. После этого производится подстройка антенной цепи, по наибольшему показанию прибора-индикатора.

После окончания работы на радиостанции ее органы управления необходимо перевести в следующие исходные положения:

  • шлицы фиксаторов частот 1, 2, 3, 4 совместить с красным кругом на барабане
  • крышку люка на лицевой панели закрыть
  • переключатель ФИКСИР. ЧАСТОТЫ - ПЛАВНЫЙ ПОДДИАПАЗОН поставить в положение 1
  • ручку ГРОМКОСТЬ повернуть по ходу часовой стрелки до упора;
  • ручку НАСТРОЙКА АНТЕННЫ зафиксировать; переключатель режима работы поставить в положение СИМПЛЕКС;
  • ручку ШУМЫ повернуть против хода часовой стрелки до упора;
  • переключатель КОНТРОЛЬ НАПРЯЖЕНИЙ поставить в положение РАБОТА 1;
  • выключатели ШКАЛА и ПИТАНИЕ перевести в положение ВЫКЛ. Надеть чехлы на приемопередатчик и блок питания.

Ссылки