14.2.1. При эксплуатации электродвигателей, их пускорегулирующих устройств и защит должна быть обеспечена их надежная работа при пуске и в рабочих режимах.

14.2.2. На шинах собственных нужд электростанции напряжение должно поддержи-ваться в пределах 100-105% номинального. При необходимости допускается работа электродвигателей при напряжении 90-110% номинального с сохранением их номинальной мощности.

14.2.3. На электродвигатели и приводимые ими механизмы должны быть нанесены стрелки, указывающие направление вращения. На электродвигателях и их пусковых устройствах должны быть надписи с наименованием агрегата, к которому они относятся.

14.2.4. Продуваемые электродвигатели, устанавливаемые в пыльных помещениях и помещениях с повышенной влажностью, должны быть оборудованы устройствами подвода чистого охлаждающего воздуха. Количество воздуха, продуваемого через электродвигатель, а также его параметры (температура, содержание примесей и т.п.) должны соответствовать требованиям заводских инструкций.

Плотность тракта охлаждения (корпуса электродвигателя, воздуховодов, заслонок) должна проверяться не реже 1 раза в год. Индивидуальные электродвигатели внешних вентиляторов охлаждения должны автоматически включаться и выключаться при включении и отключении основных электродвигателей.

14.2.5. Электродвигатели с водяным охлаждением ротора и активной стали статора, а также со встроенными водяными воздухоохладителями должны быть, как правило, оборудованы устройствами, сигнализирующими о появлении воды в корпусе. Эксплуатация оборудования и аппаратуры систем водяного охлаждения, качество конденсата должны соответствовать требованиям заводских инструкций.

14.2.6. На электродвигателях, имеющих принудительную смазку подшипников, должна быть установлена защита, действующая на сигнал и отключение электродвигателя при повышении температуры вкладышей подшипников или прекращения поступления смазки.

14.2.7. При перерыве в электропитании собственных нужд должен быть обеспечен самозапуск электродвигателей ответственных механизмов при повторной подаче напряжения от рабочего или резервного источника питания с сохранением устойчивости технологического режима основного оборудования.

Время перерыва питания, при действии АВР, определяемое выдержками времени технологических и резервных электрических защит, должно быть не более 2.5 с.

В порядке исключения допускается большее время перерыва питания, если обеспечивается самозапуск электродвигателей, который должен быть подтвержден расчетно-экспериментальным путем. Допустимая продолжительность перерыва в электропитании ГЦН РУ определяется условиями защиты ядерных реакторов. Перечень ответственных механизмов должен быть утвержден главным инженером АС.

14.2.8. Электродвигатели с короткозамкнутыми роторами разрешается пускать из холодного состояния - 2 раза подряд, из горячего - 1 раз, если заводской инструкцией не допускается большего количества пусков.

Последующие пуски разрешаются после охлаждения электродвигателя в течение времени, определяемого заводской инструкцией для данного типа электродвигателя.

Повторные включения электродвигателей напряжением 6 кВ после их отключения релейной защитой запрещается без проведения осмотра и устранения причин отключения. Для электродвигателей напряжением 6 кВ ответственных механизмов, не имеющих резерва, допускается однократное повторное включение после внешнего осмотра двигателя и питающего кабеля. Перечень таких электродвигателей должен быть приведен в местной инструкции.

Допустимость повторного включения электродвигателей напряжением 0,4 кВ после их отключения релейной защитой или защитой, встроенной в выключатель, определяется местными инструкциями.

14.2.9. Электродвигатели, длительно находящиеся в резерве, должны осматриваться и опробоваться вместе с механизмами по утвержденному главным инженером графику. При этом у электродвигателей наружной установки, не имеющих обогрева, должны проверяться сопротивление изоляции обмотки статора и коэффициент абсорбции.

14.2.10. Надзор за нагрузкой электродвигателей, щеточным аппаратом, вибрацией, температурой элементов и охлаждающих сред электродвигателя (обмотки и сердечника статора, воздуха, подшипников и т.д.), уход за подшипниками (поддержание требуемого уровня масла) и устройствами подвода охлаждающего воздуха, воды к воздухоохладителям и обмоткам, а также операции по пуску и останову электродвигателя должен осуществлять дежурный персонал цеха, обслуживающего механизм.

В случаях, когда через камеры охладителей проходят токоведущие части, надзор и обслуживание схемы охлаждения электродвигателей в пределах этих камер должен осуществлять персонал электроцеха.

14.2.11. Электродвигатели должны быть немедленно отключены от сети при несчастных случаях с людьми, появлении дыма или огня из корпуса электродвигателя, его пусковых и возбудительных устройств, поломке приводимого механизма.

Электродвигатель должен быть остановлен после пуска резервного (если он имеется) в случаях:

14.2.12. Для электродвигателей механизмов, подверженных технологическим перегрузкам, должен быть обеспечен контроль тока статора.

14.2.13. Профилактические испытания и ремонт электродвигателей, их съем и установку при ремонте должен проводить персонал электроцеха, за исключением электродвигателей задвижек, обслуживаемых цехом тепловой автоматики и измерений.

14.2.14. Балансировку вращающихся частей электродвигателя и центровку агрегата; снятие, ремонт и установку соединительных муфт (полумуфт электродвигателя и механизма) и выносных подшипников; ремонт вкладышей подшипников скольжения электродвигате-лей, фундаментов и рамы, масляной системы (при принудительной смазке подшипников), устройств подвода воздуха и воды для охлаждения обмоток, охладителей, невстроенных в статор электродвигателей, должен проводить персонал цеха, обслуживающего приводимый механизм или персонал подрядной организации, производящей ремонт оборудования на данной АС.

14.2.15. Профилактические испытания и измерения на электродвигателях должны быть организованы в соответствии с «Объемами и нормами испытаний электрооборудования».