15.1. Задачи и организация управления (ОПЭ АЭС) — различия между версиями

Материал из ТХАБ.РФ
Перейти к: навигация, поиск
м (1 версия)
 
м (1 версия импортирована)
 
(нет различий)

Текущая версия на 22:04, 5 февраля 2016

15.1.1. В каждом энергообъединении (ЦДУ ЕЭС, ОДУ, энергосистема) организовано круглосуточное диспетчерское управление работой электростанций, электрических и тепловых сетей, задачами которого являются:

  • разработка и ведение режимов работы электростанций, сетей и энергосистем, обуславливающих бесперебойность энергоснабжения потребителей;
  • обеспечение устойчивости энергосистем;
  • выполнение требований к качеству электрической энергии и тепла;
  • обеспечение экономичности работы энергосистем и рационального использования энергоресурсов при соблюдении режимов потребления;
  • предотвращение и ликвидация аварий и других технологических нарушений при производстве, преобразовании, передаче и распределении электрической энергии и тепла.

15.1.2. На каждой АС должно быть организовано круглосуточное управление оборудованием, задачами которого являются:

  • ведение требуемого режима работы;
  • производство переключений, пусков и остановов;
  • предотвращение аварий и снижение их последствий;
  • подготовка к производству ремонтных работ.

15.1.3. Диспетчерское управление должно быть организовано по иерархической структуре, предусматривающей разделение функций оперативного контроля и управления между отдельными уровнями, а также подчиненность нижестоящих уровней управления вышестоящим.

15.1.4. Функции диспетчерского управления должны выполнять:

  • в единой энергосистеме - центральное диспетчерское управление (ЦДУ ЕЭС России);
  • в объединенной энергосистеме - объединенное диспетчерское управление (ОДУ);
  • в энергосистеме - центральная диспетчерская служба (ЦДС);
  • в сетевом предприятии - диспетчерская служба этого предприятия (ПДС), оперативно-диспетчерские группы районов электрических сетей (ОДГ);
  • на атомных станциях - начальник смены АС (диспетчер АС).

15.1.5. Для каждого диспетчерского уровня установлены две категории управления оборудованием и сооружениями - оперативное управление и оперативное ведение.

15.1.6. В оперативном управлении дежурного диспетчера должны находиться оборудование, теплопроводы, линии электропередачи, устройства релейной защиты, аппаратура систем противопожарной и режимной автоматики, средства диспетчерского и технологиче-ского управления, операции с которыми требуют координации действий подчиненного опе-ративного персонала и согласованных изменений на нескольких объектах.

Операции с указанным оборудованием и устройствами должны производиться под руководством дежурного диспетчера.

15.1.7. В оперативном ведении дежурного диспетчера должны находиться оборудование, теплопроводы, линии электропередачи, устройства релейной защиты, аппаратура систем противоаварийной и режимной автоматики, средства диспетчерского и технологического управления, оперативно-информационные комплексы, состояние и режим которых влияют на располагаемую мощность и резерв электростанций и энергосистемы в целом, режим и надежность сетей, а также настройку противоаварийной автоматики.

Операции с указанным оборудованием и устройствами должны производиться с разрешения дежурного диспетчера.

15.1.8. Для каждой АС устанавливается перечень оборудования, устройств релейной защиты, противоаварийной автоматики, АРЧМ, средств диспетчерского и технологического управления, которые находятся в оперативном управлении или ведении диспетчера энергосистемы, ОДУ, ЦДУ ЕЭС России, утверждаемый главным диспетчером ОДУ, ЦДУ ЕЭС России.

Перечни оборудования и устройств составляются энергосистемой с учетом решений ОДУ (ЦДУ ЕЭС России) и утверждаются главными инженерами энергосистем и АС.

Оперативные переключения, осуществляемые на оборудовании электрической части АС, находящемся в оперативном управлении или ведении дежурного диспетчера энергосистемы ОДУ или ЦДУ ЕЭС России должны производиться по оперативным заявкам АС, с разрешения дежурного диспетчера энергосистемы, ОДУ или ЦДУ ЕЭС России.

15.1.9. Оперативный персонал АС в части обеспечения надежности параллельной работы АС в составе энергосистемы по существующим линиям электропередач, отходящих от АС, обязан руководствоваться директивными документами, инструкциями и положениями, выпущенными Минтопэнерго, РАО "ЕЭС России", ЦДУ ЕЭС России, ОДУ, АО-энерго, введенными в действие приказами эксплуатирующей организацией и АС.

В эксплуатирующей организации АС должен быть организован круглосуточный оперативный контроль за работой АС в части:

  • обеспечения выполнения объема производства электроэнергии и тепловой энергии атомными станциями;
  • состояния основного оборудования энергоблоков;
  • выполнения графиков ремонтных работ;
  • организации системы оказания экстренной помощи АС в случае аварии, связанной с выбросом радиоактивности.

15.1.10. Взаимоотношения персонала различных уровней диспетчерского управления должны быть регламентированы типовыми положениями и местными инструкциями, согласованными и утвержденными в установленном порядке.

Начальник смены атомной электростанции в оперативном отношении подчиняется диспетчеру ЦДС энергосистемы, в составе которой работает данная АС. Взаимоотношения между АС и энергосистемой устанавливаются соответствующим Положением.

15.1.11. Оперативно-диспетчерское управление должно осуществляться с диспетчерских пунктов и щитов управления, оборудованных средствами диспетчерского и технологического управления и системами контроля, а также укомплектованных оперативными схемами.

15.1.12. Все оперативно-диспетчерские переговоры, оперативно-диспетчерская документация на всех уровнях диспетчерского управления должны вестись с применением единой общепринятой терминологии, типовых распоряжений, сообщений и записей.

В каждой энергосистеме разрабатываются инструкции по диспетчерскому управлению, ведению оперативных переговоров и записей, производству переключений и ликвидации аварийных режимов с учетом специфики и структурных особенностей энергосистемы.

15.1.13. Взаимоотношения персонала различных уровней диспетчерского управления должны быть регламентированы типовыми положениями и местными инструкциями, согласованными и утвержденными в установленном порядке.